Некролог по вечерним газетам

Александра Тимощук

Главная » Статьи » Аналитика

Некролог по вечерним газетам

Рынок прессы в Украине сдвинулся с мертвой точки, считают эксперты. Только в прошлом году прирост печатных СМИ составил 35%, что эквивалентно 176,8 млн. долларов. При этом значительно увеличился их выбор и разнообразие. Чтобы убедиться в том, что газетное дело в Украине не стоит на месте, достаточно взглянуть на любую раскладку с печатной продукцией. Однако существуют и проблемы.

Для многих, несмотря на все идеологические перекосы, газета всегда была и остается важнейшим источником информации. О ее воздействии на массы люди знают не понаслышке. В советские времена газета в руках комму­нистической партии и ее лидеров считалась страшнейшим оружием, способным казнить или миловать любого гражданина страны. Не забуду тот трепет, с которым дедушка ежедневно открывал почтовый ящик и извлекал оттуда парочку внушительного размера изданий с громкими названиями «Труд», «Правда» или «Известия». Чтение газет у него занимало большую часть свободного от работы времени и напоминало своеобразный ритуал. Помню то кресло, в которое гордо усаживался дед и, водрузив на нос увесистые очки в толстой роговой оправе, надолго прятался от жены и внуков за полосами газет. Все прочитанное потом бережно складывалось им в секретер, предназначенный для сбора разного рода корреспонденции. После чего полноправным хозяином печатных изданий становилась бабушка. Она ловко находила им применение в быту, изготавливая кульки для конфет или семечек, оберточную бумагу для цветов или рыбы. Но не дай бог использовать для таких целей свежую газету, тогда не миновать гнева деда. Успокоить его удавалось только к полуночи, включив старенький радиоприемник с шипящим «Голосом Америки». А на следующий день в мои обязанности входила «доставка» в любимое кресло деда очередной свежей газеты. В то время его просьбу я понимала буквально: перед тем, как принести из коридора нужное издание, обязательно обнюхивала каждый лежащий передо мной экземпляр, безошибочно вычисляя свежий номер. До сих пор с улыбкой вспоминаю удивленные глаза мамы, ставшей свидетельницей моих манипуляций с прессой. Она объяснила мне тогда, что сила газеты — не в стойкости запаха типографской краски, а в первую очередь в свежести информации, то есть ее своевременности.

Кстати, в этом плане большим спросом среди читателей в то время пользовались вечерние выпуски прессы, содержащие последние новости. Как утверждают бывалые акулы пера, в советские времена считалось нормой круглосуточная работа типографий и посменный график выхода на работу журналистов редакции. Работая в ночную смену, к обеду удавалось отправить номер в печать, а вечером доставить газету читателям.

Вся эта система, в которой были задействованы редакция, работники «Союзпечати», почты и торговли прессой, работала как часы. Первые сбои в отлаженном механизме создания вечерней газеты появились во времена знаменитой перестройки. А после распада СССР «вечерки», существовавшие практически в каждом регионе Украины, постепенно стали исчезать. Со временем о былой славе вечерней прессы стали напоминать лишь названия теперь уже утренних газет: «Киев Вечерний», «Днепр Вечерний», «Вечерний Харьков», «Ве­чер­няя Полтава», «Вечерняя Одес­са». Правда, попытки возродить «вечерки» все же были.

Ярким примером удачного эксперимента можно считать проект всеукраинской газеты «Вечерние Вести», возникший уже во времена независимости. Его основателям удалось добиться определенного успеха: войти в тройку лидеров среди ежедневных изданий. Ведь сама идея вечерних газет — уникальна, так как позволяет, в отличие от утренней прессы, донести до читателя последние новости уже сегодня, не откладывая на завтра.

Несмотря на все это, данный проект вечерней газеты долго не просуществовал, и со временем перешел на традиционную утреннюю форму выпуска. После чего о вечерней прессе напрочь забыли. «Причина, на мой взгляд, в том, что люди у нас привыкли читать газеты утром, по дороге на работу, поэтому на утренние газеты имеется спрос, чего не скажешь о «вечерках», — считает президент Всеукраинской ассоциации издателей и распространителей прессы (ВАИРП) Артур Рудзицкий. — Кроме того, существуют проблемы и с распространением прессы. В последнее время в большинстве случаев благодаря действиям местных властей количество лотков с прессой в метрополитенах, супермаркетах, на рынках и улицах того же Киева постоянно сокращается, что доставляет массу проблем издателям коммерческих газет». Кстати, по данным Фонда поддержки независимой прессы Украины, сегодня в столице вместо трех-четырех тысяч ларьков по продаже газет функционирует только 400 киосков, 170 раскладок в метро и около 50 в супермаркетах. Это — капля в море. В сравнении с европейскими нормами Киев обеспечен специализированными киосками прессы лишь на 10—20%.

Что же касается вечерних выпусков муниципальных, региональных изданий, то проблема в первую очередь упирается в финансы. Ведь выход таких газет полностью зависит от финансирования местными органами власти, бюджета которых порой не хватает на самое необходимое. Кроме того, большинство таких газет расходится по подписке, и только незначительная часть продается в розницу. Поэтому важную роль в распространении такой прессы берет на себя почта, доставляя газеты утром.

Правда, в администрации «Укрпочты» все обвинения в свой адрес опровергают, говоря, что на их долю приходится лишь 40% всей распространяемой печатной продукции, а большая часть газет и журналов продается частным образом. Поэтому все претензии следует предъявлять к собственникам периодических изданий и предприятиям-распространителям. А сотрудники «Союзпечати», которые еще помнят старые добрые времена совет­ского прошлого, считают, что в исчезновении вечерней прессы в первую очередь виноваты постоянные пробки на дорогах крупных городов Украины. Из-за этого доставить газеты в вечерние часы пик к торговым точкам практически невозможно. Гораздо про­ще «вечерки» продавать через мобильные курьерские группы. Но это, по мнению работников «Союз­печати», невыгодно издателям. Видимо, поэтому вечерняя пресса и не прижилась в Украине.

Правда, Артур Рудзицкий считает, что в регионах проблемы с доставкой можно решить. «Все дело в том, — объясняет он, — что в «регионалках» некому этим заниматься, так как во всех муниципальных газетах работает старый коллектив журналистов, умеющий писать, но не умеющий продавать свою газету». Известно, что в таких изданиях не хватает молодых инициативных людей со свежими прогрессивными идеями. Иными словами, весьма ощутимой является проблема с кадрами. «Из-за отсутствия молодых квалифицированных специалистов — репортеров, менеджеров, пиарщиков, рекламистов, которые не пойдут работать на государственный оклад, «регионалки» имеют жалкий вид и ограниченный круг читателей, — продолжает Артур Иосифович, — поэтому идея так называемого «роздержавлення» муниципальных газет, их приватизации и перевода на самоокупаемость — очень своевременна. Возможно, если у государственных СМИ появится новый хозяин-капиталист, желательно из Западной Европы, рынок прессы будет развиваться еще более стремительными темпами и станет намного демократичнее и разнообразнее, так как появится здоровая конкуренция».

А вот председатель Киевского независимого медиапрофсоюза Михайлина Скорик по этому поводу высказалась менее категорично. Она отметила, что у многих газет нет ничего, кроме сотрудников. Нет своего помещения, отсутствует нормальная техническая, материальная база. Поэтому лишать такое издание финансовой поддержки со стороны органов местной власти, по словам профсоюзного лидера, пока еще невозможно, так как оно просто погибнет. Кроме того, многие люди, работающие в таких газетах, после приватизации и прихода нового хозяина могут оказаться на улице. Ведь большинству из них уже далеко за 40. «Поэтому реформировать государственную прессу нужно постепенно, не ускоряя события, разбираясь в каждом отдельном случае, так как на данный момент не существует точных данных обо всех региональных газетах Украины», — резюмирует Скорик. И тут же добавляет, что необходимо так провести эту реформу, чтобы работники СМИ не чувствовали себя ущемленными со стороны начальства, а работодатели соблюдали все нормы трудового законодательства Украины. Ведь уже сегодня во многих коммерческих СМИ люди работают в бешеном ритме — с утра до ночи, нередко без выходных и отпусков, хотя журналисту положено отгулять 36 дней в году, не считая больничных и отгулов. Кстати, в этом плане работа в государственных СМИ надежнее. Особенно, если учесть, что журналист, работающий на государство, имеет возможность получить хорошую пенсию, так как его трудовой стаж приравнивается к стажу госслужащего, чего не скажешь о корреспондентах частных печатных изданий, где практически все работают «на птичьих правах», получают зарплату в конвертах и лишены всяких социальных гарантий. Поэтому Михайлина Скорик права, говоря, что прежде, чем равняться на Европу, нам следует для начала научиться чтить свое законодательство и не забывать о том, что мы живем в цивилизованном государстве.

Хотя вряд ли это поможет возродить утраченную традицию свежих новостей в вечерней прессе. Во всем мире количество ежедневных вечерних газет с каждым годом значительно уменьшается. По данным Всемирной газетной ассоциации (WAN), в одной только Америке, где почва для развития всех без исключения СМИ благоприятная, за пять лет тиражи «вечерок» сократились на 19,6%, а выпуск утренних газет уменьшился лишь на 2,5%. Из этого можно сделать вывод, что производство вечерней прессы нерентабельно даже за границей. Поэтому первенство в подаче свежих новостей в ближайшем будущем так и останется за телевидением.

Статьи по теме:



Источник: http://zn.ua/SOCIETY/nekrolog_po_vecherkam,__ili_kuda_propala_vechernyaya_pressa-50534.html
Категория: Аналитика | Добавил: Bogdan (12.12.2012) | Автор: Александра Тимощук
Просмотров: 1541 | Комментарии: 1 | Теги: пресса, вечерние газеты, ссср | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© 2020 Bogdan Gerasymenko. Хостинг от uCoz.